Купить билет онлайн по ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ

Перелистали летопись исторических дат | Краеведческий музей

В день 55-летия со дня прибытия на Усть-Илим отряда первопроходцев в Краеведческом музее прошла встреча первостроителей,  ветеранов города, водителей-трассовиков, ветеранов Ангарской экспедиции. Гости собрались, чтобы у новой музейной экспозиции еще раз перелистать летопись исторических событий и дат,  еще раз пройти по этапам строительства  легендарной автодороги Братск – Усть-Илимск.

Одним из инициаторов встречи выступил И.П.Демьяник, который стал консультантом при подготовке музейщиками раздела экспозиции по строительству трассы.

Задолго до того, как к Толстому мысу пришли первые строители, в Невоне начала работать изыскательская партия Ангарской экспедиции. Геологи, геодезисты, буровики вели изыскания на обширной территории – от Ершово до Невона и Кеуля. Работали в любой мороз, по непролазной грязи, через тайгу, порой на себе тащили трубы, патрубки, на лошадях передвигали буровые станки. Было о чём вспомнить пришедшим на праздник геологам С. Олейниковой, Г.Пашаевой, К. Фархиевой, Э. Мельниковой, Л. Дюренковой, которые молодыми девчонками приехали в Сибирь, на стройку. Начало шестидесятых годов осталось в их памяти самыми яркими событиями в жизни. Именно тогда, летом 1963 года девчата из ангарской экспедиции встречали приехавшую с концертом бригаду столичных артистов. В её составе были композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов, исполнители Иосиф Кобзон и Виктор Кохно. Этот концерт, проходивший прямо на берегу Ангары, остался в памяти навсегда.

Работы у Толстого мыса еще не начались, а из Братска уже тянули просеку автодороги. Её неслучайно называли «трассой мужества». На  своём 250-километровом протяжении строителям пришлось преодолеть более 50 рек и ручьёв, вывезти около шести миллионов кубометров земельно-скальных пород, убрать тысячи кубометров леса. Трассу строили сразу три СМУ. Одно из Братска, другое расположилось в Седаново, и вело магистраль как в сторону Братска, так и в сторону Усть-Илима, третье СМУ базировалось в Эдучанке и прокладывало дорогу от 130-го до 250-го километра. За лесорубами двигались бульдозеры, оставляя после себя просеку шириной 60 километров. Коллектив АТУ-8 начал работу на трассе с восьмого километра. Всю трассу прошли водители И. Мясникович, Н.Баев, А.Какаев, В.Ульковский, Н. Тушинский, С.Хлупин, И.Калистратов, Н.Басов, Г. Джалияшвили, Н. Кириллов.  Вместе с родителями шли по трассе и их дети. Так вместе с отцом Иваном Павловичем Демьяником проехала в кабине его МАЗа по трассе его дочь – Татьяна, Татьяна Ивановна Волкова, которая сегодня возглавляет школу искусств №2.

Среди трассовиков, водителей АТУ-8  было немало ветеранов Великой Отечественной войны. На торжественной встрече присутствовали  бульдозерист Николай Яковлевич Пурисов, ныне Почётный гражданин города Усть-Илимска, водитель Сергей Иванович Саранин.

В июне 1966 года от Братска к будущей Усть-Илимской ГЭС был дан сквозной проезд. Это стало важным этапом для всего молодого посёлка, где уже работали школы, больницы и дом культуры.

В декабре 2017 года трассовики отмечают 55-летие начала строительства легендарной автодороги. С этим историческим событием гостей  поздравили мэр города В.К.Тулубаев, депутат Законодательного собрания Иркутской области А.А.Дубас, заместитель начальника управления культуры О.Н.Полунина. Олеся Николаевна отметила, что вступая в юбилейный для города год, управление культуры объявляет конкурс «Легенды Усть-Илимска», поучаствовать в котором может любой житель города. Написать свою легенду, которая станет новой страничкой истории города.

На встречу ветеранов города пришли представители молодого поколения. Первостроителей приветствовали учащиеся лесотехнического техникума. Представители отдела по делам молодёжи передали музею капсулу с письмом, адресованным жителям города, которые будут отмечать шестидесятилетие Усть-Илимска в  2033 год.

5 .12.2017