Ёрдынские игры – праздник обновления природы

Ёхор вокруг горы Ёрд

 

Во время игр у горы Ехэ Ёрдо «Хорошие и меткие парни находили себе хороших и красивых жен. Красивые и хорошие девицы находили себе хороших, умных и красивых мужей». Традиция их проведения уходит в «эпоху прежних бурят».

Побывать на  фестивале Ёрдынские игры я решила  два года назад, когда в  2013 году увидела фотоотчёт о них в редакции газеты «Областная». Это стало моей маленькой мечтой. За полтора месяца до проведения игр в 2015 году всё стало складываться в пользу  поездки. И вот мечта сбылась: я приехала на игры в местечко Хоторук к подножью священной горы Ёрд.  Это был уже пятый международный фестиваль этнокультуры народов Евразии – Ёрдынские игры. Конечно, он бы обошелся и без моего участия, как это было сто, двести лет назад, тем более, что народу в этом году на игры съехалось более 20 тысяч человек. Но моя жизнь без этих удивительных игр Срединного мира была бы скучнее и беднее на впечатления и воспоминания.

Ёрдынские игры сегодня –  это возрожденная старинная национальная традиция бурятского народа. По словам местных жителей, весной, когда вскрываются реки, когда земля покрывается зеленью и наступает обилие молочных продуктов, буряты, монголы, якуты, эвенки с древнейших времен проводили особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы.

Межродовой бурятский праздник Ёрдынские игры ( Ёрдойн наадан) проводился  в долине реки Анга у подножья священной горы Ехэ Ёрдо в 13-14 веках.  Но с приходом христианских миссионеров практика проведения игр была прервана и ушла в область преданий. И только в 2000 году, благодаря инициативе профессора Д.С.Дугарова, Ёрдынские игры были возрождены и стали проводиться вновь на старом священном месте. Их учредителями стали правительства Иркутской области, республик Бурятия и  Саха (Якутия). Из этих мест и съехались к подножью горы участники соревнований. А гости фестиваля приехали со всего мира, поскольку Ёрдынские игры включены в программу ЮНЕСКО по народному творчеству и о них широко известно далеко за пределами нашей страны.

Популярность праздника была велика издревле. Во время него вокруг священной горы устраивали круговой танец, продолжавшийся шесть дней и шесть ночей. В танце должно было  участвовать минимум 700 человек, чтобы они, взявшись за руки, могли сомкнуть круг вокруг горы, окружность которой  у основания 700 обыкновенных шагов. (По данным спутниковой навигации – 600 метров). Если круг не смыкался, игры считались неудачными. Соответственно, и год считался неудачным, не несущим людям благополучия и счастья.  Забегая вперед, скажу, что ёхор в этом году собрал вокруг горы три круга танцующих. Так что год обещает нам быть добрым.

 

 

Гора Ехэ Ёрдо

В переводе с бурятского это означает «большой, выступающий, высовывающийся».

Священная гора Ехэ Ёрдо находится в двух километрах от Байкала на правом берегу реки Анги, в местности, которая называется Хоторук.  Гора одиноко возвышается среди ровной долины и имеет форму правильного купола, высотой 34 метра. Издалека её можно принять за искусственный насыпной курган, который совсем не поражает своим величием. Более того, рядом много других более высоких байкальских гор. На самом деле  гора Ехэ Ёрдо естественного природного происхождения. О ней существует множество преданий, но даже из них сложно понять, почему именно она стала местом проведения игр.   Известно только, что по верованиям древних людей,  для большинства шаманских праздников  важно наличие центрального крупного объекта – священной горы, через которую осуществляется контакт с небесными божествами, а также большая вода, чтобы призывы верующих могли дойти до неба,  и проточная вода, чтобы уносила всё плохое.  Рядом с горой Ехэ Ёрдо – озеро Байкал, а мимо протекает река Анга, значит, все необходимое, чтобы праздник обновления природы состоялся, есть.

О горе Ехэ Ёрдо существует много старинных народных преданий. В одном из них рассказывается, что богач Дали-баян, который не знал счёта своим овцам, устилал накануне праздника весь склон горы шкурками белых ягнят, что носило магический характер освящения сопки. Ведь белый цвет издревле считался у бурят  священным.

Во время праздника на гору поднимались только шаманы и разжигали на ее вершине можжевельник, чтобы благовонный дым умилостивил хозяев местности и они покровительствовали жителям долины Анги- вовремя отправляли дожди, дарили тепло, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота.

Кстати сказать,  дату проведения  нынешних игр  тоже определили шаманы – 13-14 июня 2015 года. Два дня над горой светило солнце, и  байкальский ветер освежал пыл и азарт участников соревнований. Где-то далеко над Байкалом к вечеру первого дня разразилась гроза. И вспышки молний было видно далеко с берега, но ни одной капли дождя не упало над сакральным местом в дни проведения фестиваля.

По традиции с  большого шаманского молебна начались и нынешние Ёрдынские игры. Шаманы, жрецы, старейшины родов, съехавшиеся из разных мест, под звуки бубнов делали жертвоприношения духам и хозяевам горы Ёрд, обильно поливая в костры молоко, водку и сжигая в огне мясо баранов. По окончанию молебна шаманы двинусь вокруг горы по часовой стрелке, увлекая за собой и гостей праздника. Но это был еще не ёхор. Его традиционно водят в завершение праздника.

Игры баторов Срединного мира

Весенние праздники кочевых народов обычно сопровождались состязаниями в силе и в ловкости. Они назывались «наадан», что означает «три игрища мужей». И традиционно включали в себя национальную борьбу, стрельбу из лука, конные скачки. Победители соревнований получали в качестве призов скот, а то и прекрасную девушку в жены. О них слагались сказания, благодаря которым герои игр прославлялись на долгие годы.

Пятый фестиваль Ёрдынские игры  тоже включал в себя спортивную и культурную программы.Что касается культурной, то все команды-участники представили свои экспозиции в выставочных юртах, где демонстрировали изделия народного творчества. На открытии и закрытии игр была представлена мощная концертная программа, в которой приняли участие народные фольклорные коллективы из разных территорий Бурятии, Иркутской области, Забайкалья, республик Тыва, Саха (Якутия). На одной площадке завертелся вихрь национальных танцев.

В рамках конкурса прошел фестиваль кругового танца евразийских народов, в котором приняли участие 30 творческих коллективов. Впервые в программу игр был включен конкурс исполнителей одической поэзии – улигершинов. Они представляли различные школы монголо-бурятских народов.

А на спортивных площадках  состязались в силе, ловкости и выносливости настоящие баторы – богатыри. Это были чисто национальные виды спорта – бурятская национальная борьба, перетягивание палки, переноска камня весом более 110 килограммов, метание камня, стрельба из лука, скачки на лошадях по пересеченной местности, национальные прыжки. Каждый из этих видов спорта  был для меня открытием. Стоило остановиться у одной из площадок, как азарт захватывал сразу и целиком. Кажется, что никаких особых правил в борьбе не существует. Время поединка не ограничивается временем. А побеждает тот, кто заставляет соперника коснуться земли третьей точкой. Зрители болели как за победителя, так и за проигравшего. Каждый критический момент в борьбе или перетягивании палки сопровождался  дружным подбадриванием, независимо от того, какую территорию представляли участники. Во время прыжков зрители помогали участникам, громко скандируя количество сделанных гигантских шагов. Проигравшие расстраивались не на шутку: ведь по итогам игр выбирался батор – самый сильный и ловкий воин. На закрытии игр губернатор области С. Ерощенко вручил драгоценную медаль, сделанную якутскими мастерами, победителю главного конкурса игр – национальной  борьбе. Им стал богатырь  из республики Бурятия. Но это в завершении праздника. А в течение всего фестивального дня проходили соревнования, в том числе и по стрижке овец. Интересно, что в этих состязаниях принимали участие и женщины. Машинка мелькала в руках стригалей и руно плавно стекалось к их ногам.

Здесь важно было подстричь животное максимально быстро, стараясь не поранить животное, и при этом  сохранить целостность шерсти. Опытные стригали справлялись с заданием за считанные минуты.

В этом году конкурс по разбиванию хребтовой кости не был в составе спортивной программы. Но показательные выступления сразу нашли отклик. Тем более, что в бурятских деревнях так давно развлекаются местные богатыри.  На мастер-классы собрались десятки желающих. А суть состязаний  в том, чтобы перебить торцевой стороной кисти руки хребтовую кость животного. Это, я вам скажу, получалось далеко не у каждого: нужны определенные сила и  техника удара, которые отрабатываются годами.  Некоторые уходили с поля боя, плача от боли и унося свою разбитую руку.

Знаковым событием игр стал конкурс « Красавица Ёрдынских игр». Восемь юных участниц представляли свои территории. Говорят, что по одежке встречают. Так вот Ёрдынские красавицы поразили своими богатыми национальными нарядами, украшенными соболиными и песцовыми мехами, драгоценными камнями. Выбрать единственную лучшую было непросто. Все девущки прекрасно пели национальные песни, великолепно двигались в танце, демонстрировали вечерние туалеты с этническими элементами.  Жюри конкурса, которое возглавлял директор Иркутского театра имени Охлопкова, назвало победительницей Екатерину Торноеву из Баяндаевского района Иркутской области.

Кульминацией праздника стал обрядовый круговой  ёхор вокруг горы Ехо Ёрдо. Крепко взявшись за руки, круг замкнули несколько тысяч человек. Оглянувшись, увидела в соседнем круге и нашего губернатора. Сергей Ерощенко оставил свою запись в книге воззвания участников Ёрдынских игр к народам мира. В нём, в частности, говорилось о том, что нужно всем объединиться для сохранения культурного наследия народов России, и добиться того, чтобы духовные ценности стали нашим главным приоритетом.

Вспоминая два дня, проведённые у горы Ёрд, убеждаюсь, что такие национальные праздники как Ёрдынские игры, и есть тот самый шаг на пути к духовному и культурному обогащению народов нашей страны.