Ценности вне времени

Краеведческий музей начинает реализацию проекта “Ценности вне времени”, посвящённого 85-летию Иркутской области. Музейщики подготовят краткие истории об отдельных экспонатах музея, которые сами  за себя могут рассказать об истории города и Илимского края в целом.

БАЯН ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА УСТЬ-ИЛИМСКА В.М.ШИРОКОВА

В 2021 году в  краеведческом музее появился новый экспонат – баян Почётного гражданина города, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Михайловича Широкова (инвентарный номер – УИ КМВФ 3013)

Баян передала в музей семья ветерана по инициативе его внучки Кристины. Еще ребёнком Кристина ходила с дедом на парад. А он, как активный член организации ветеранов войны, всегда шёл в первых рядах. И девочка гордилась своим дедом, знала его друзей -ветеранов, слушала их рассказы и песни, которые они пели под этот баян, на котором играл сам Владимир Михайлович.

Когда деда не стало, внучка предложила маме, дочери ветерана Марине Владимировне Шемет, передать баян в музей. Этому экспонату тут же определили место в экспозиции – в зале боевой славы. Это неслучайно.

Владимир Михайлович Широков – ветеран Великой Отечественной войны. В 1942 году он был учащимся второго курса Боханского педучилища.  Прямо со студенческой скамьи  был призван в ряды Советской армии и направлен на курсы в военно-пехотное училище, где готовили командиров пулемётных рот. Через семь месяцев курсанты училища были направлены на фронт в действующую армию. Владимир Михайлович служил связистом взвода в артиллерийском полку, затем радистом-разведчиком. Здесь получил свое первое боевое крещение.

Передовой наблюдательный пункт размещался в развалинах небольшого кирпичного домика в нейтральной зоне на возвышенности, откуда легче «ловить» огневые точки врага, которые не давали поднять головы нашим пехотинцам в бою за безымянную высоту, очень важную для наших войск. Выполнить эту задачу нужно было штурмом. Для победы в этом бою должна быть установлена связь между огневыми позициями пехотного полка и наблюдательным пунктом. Эту задачу поставили перед пехотным полком Владимира Михайловича. Он взял двух связистов и начал тянуть кабель. Противник видел связистов, он знал, насколько важна эта линия. Владимиру Михайловичу и двум его связистам пришлось под свист пуль и осколков мин ползком тянуть провод до наблюдательного пункта.

В.М.Широков прошел всю Смоленскую область, Белоруссию, Польшу, Литву, Восточную Пруссию. Освобождал города Рославль, Оршу, Витебск, Каунас, Вильнюс. Участвовал  в крупнейшей операции  по освобождению Белоруссии под названием « Багратион». Победу встретил на берегу Балтийского моря.

В августе 1945 года был переброшен на восточный фронт, где принимал участие в разгроме Японской Квантунской армии.

Был награждён орденами «Красной звезды», Отечественной войны первой и второй степени, Двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией», «За победу над Японией».

В 1969 году Владимир Михайлович Широков приехал на строительство Усть-Илимской ГЭС. Работал начальником отдела кадров управления строительства Усть-Илимской ГЭС. 27 лет проработал директором учебного комбината Усть-Илимской строительной площадки Братскгэсстроя. Владимиру Михайловичу Широкову присвоено звание «Почетный гражданин города Усть-Илимска». Умер 2 марта 2008 года.

Память о Владимире Михайловиче Широкове хранится в музее. Его портрет занимает своё место в галерее Почётных граждан. А теперь ещё о нём будет напоминать и баян.

Баян – это музыкальный инструмент, названный так по имени древнерусского сказителя Бояна. Баян входит в состав оркестра русских народных инструментов.

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где, пожалуй, ни одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука, которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип.

Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Постоянно меняясь и совершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость, как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе.

«Баян – боец» называли его в годы Великой Отечественной Войны. Он звучал на привалах, в землянках. Баян скрашивал суровое время. Снимал усталость, придавал силы, вдохновлял на боевые подвиги. Именно баян называют «Душой русского народа». В  промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! Именно баян прошел весь нелегкий путь русского война от Бреста до Берлина, что бы у здания поверженного Рейхстага развернуть меха в победной песне.

ТРАНЗИСТОРЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

6 июля 1957 года в Ленинграде был выпущен первый в СССР транзисторный радиоприёмник. Первые портативные радиоприемники были желанным подарком на рубеже 1960-х годов — времени обновления жилищ и интерьеров.

В фондах краеведческого музея есть портативный радиоприёмник “Гиала-404″ («Гӏала») ( инвентарный номер КП 252901412)

Портативный радиоприёмник “Гиала-404″ с начала 1973 года выпускал Грозненский радиотехнический завод. В разработке и производстве радиоприёмника ”Гиала” принимали участие специалисты Воронежского радиозавода. Радиоприёмник ”Гиала-404” разработан на основе приёмника ”Альпинист-405” и отличается от него изменениями в электрической схеме, конструкции и оформлении. Работает приёмник в диапазонах ДВ, СВ. Собран он на семи транзисторах. Габариты приёмника – 262х206х68 мм. Масса с батареями – 1,5 кг. Цена 29 рублей.

Ещё один радиоприёмник, имеющийся в фондах музея – «ВЭФ -12» (инвентарный номер ОФ2145)

«ВЭФ 12» является продолжением не менее известной линейки радиоприемников под общим именем “Спидола”.

Радиоприемник выпускался с 1967 года на Рижском электротехническом заводе ВЭФ. Он, как и его предшественники собран на 10 транзисторах, но внешний вид, схема, компоновка узлов и деталей значительно отличаются. Для улучшения звуковых характеристик в приемнике установлен громкоговоритель 1ГД-4 эллиптической формы. Шкала настройки стала более растянутой и получила подсветку, которая включалась кнопкой на передней панели. В нижней части боковой панели появился регулятор тембра по высоким частотам, чего не было на предыдущих моделях. Приемник получил более надежный барабанный переключатель диапазонов. Во внешнем оформлении стало больше металлических деталей, что в сочетании с глянцевой поверхностью пластикового корпуса сделало его внешне более эффектным.

На задней панели приемника появилось гнездо для подключения магнитофона или внешней активной акустической системы и гнездо для подключения наушников.

Стоил радиоприемник 93 рубля 02 копейки, но, не смотря на это, пользовался огромной популярностью у радиолюбителей. Популярность можно объяснить  огромным тиражом этого радиоприемника, уже в 1970 году был выпущен миллионный экземпляр «ВЭФ 12»

ГРАМПЛАСТИНКИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

В фондах музея, как основном (УИ КМВФ 2389  пластинка А.Н.Пахмутовой «Главное. Ребята. Сердцем не стареть»), так и вспомогательном хранится множество грампластинок, выпущенных в советское время.

Гра̀мпласти́нкааналоговый носитель звуковой информации — диск, на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная звуковая дорожка. Долгое время пластинка была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования, обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешёвой аппаратуре.

Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоныпатефоны, в дальнейшем — электропроигрыватели и электрофоны.

В  60-70-е годы ХХ века у большинства советских людей дома был проигрыватель, на котором можно было слушать грампластинки.

В мае 1964 года была создана фирма грамзаписи «Мелодия», которая расширила ассортимент пластинок. Теперь это были записи детских опер, бесед о музыке, пионерских песен, детских музыкальных сказок, литературных и драматических произведений, в том числе спектаклей лучших театров страны, записи, посвященные творчеству отдельных писателей, а также многочисленные литературные и музыкальные учебные пособия для детей.

ВЫМПЕЛ ПОБЕДИТЕЛЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ

(Основной фонд музея, УИ КМ ОФ № 1103)

Двусторонний вымпел из красного шёлка с бахромой. В верхней части вымпела жёлтой краской нанесён герб СССР, под которым красная лента со словами«Да здравствует великий советский народ – строитель коммунизма!» В центре вымпела –слова «Победителю в социалистическом соревновании», под ними изображение   Кремля, обрамленного венком из лавровых веток. На оборотной стороне вымпела, вверху,желтой краской нанесен рисунок известного монумента рабочего и колхозницы, держащих в руках серп и молот.Под монументом – венок из дубовых листьев. В центре вымпела – известное высказывание Ленина – «Мы придём к победе коммунистического труда» с его подписью. В нижней части вымпела – изображение серпа и молота на лавровой ветке.

В советское время вымпелы, напоминающие маленькие знамёна, широко использовались для награждения отличившихся в учёбе, труде, спорте и т.д. Поскольку этот атрибут был достаточно популярен по всей стране, изготавливали вымпелы во многих городах Советского Союза. Помимо наградных функций, вымпел имел идеологическую подоплеку. На вымпелы наносились советские лозунги, портреты и высказывания лидеров марксизма-ленинизма. Вымпелы были обязательным атрибутом кабинетов руководителей разного уровня,  красных уголков, рабочих бытовок и т.д.

ЗНАМЯ ВРЕМЁН СССР

(Основной фонд музея, УИ КМ ОФ 1912 ПР 161)

Знамя было передано в дар музею в 2007 году жителем Усть-Илимска Виктором Яковлевичем Луковниковым.

Типичное для советского периода двустороннее знамя  прямоугольной формы из плюша рубинового цвета. На деревянном древке – металлический наконечник, внутри котороговырезаны символы эпохи: звезда, серп и молот. На одной стороне  полотнища, в верхней его части, желтыми нитками вышит призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В центре знамени – герб СССР, выполненный в технике аппликации и машинной вышивки. В нижней части знамени желтыми нитками вышит популярный для советского времени лозунг «Под знаменем марксизма-ленинизма, под руководством Коммунистической партии – вперёд, к победе коммунизма!». На другой стороне знамени, в верхней его части, желтыми нитками вышито: «Победителю областного социалистического соревнования в честь XXVI съезда КПСС». В левом и правом  нижнем углах вышиты слова «Иркутский обком КПСС. Облсовпроф. Облисполком. Обком ВЛКСМ».

В советское время такие знамёна были одной из высоких наград для трудовых коллективов и предприятий, участвующих в социалистическом соревновании за выполнение повышенных обязательств, в ударных трудовых вахтах и т.д. Кроме того, знамена такого типа служили обязательным атрибутом при обустройстве красных уголков, рабочих кабинетов комсомольских, партийных и хозяйственных работников, при проведении комсомольских и партийных собраний и т.д. 

КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ

Все мечты, всё, что было, что будет и есть,
Всё, что нас согревает на свете,
Нашей юности цвет, нашей Родины честь –
Всё слилось в комсомольском билете.
 (В.И.Лебедев-Кумач, 1943)

В музейном зале истории города хранятся исторические документы, связанные с историей строительства трёх всесоюзных ударных комсомольских строек Усть-Илимска.  Среди них особое место занимают комсомольские билеты.

Наш билет был выдан в 1969 году Евгению Михайловичу Дергаусову. (УИКМ ОФ 874)

Комсомольский билет — является документом, удостоверяющим членство в комсомольской организации. Выдаётся после приёма в ряды ВЛКСМ и помимо удостоверения носит функцию документа, где производится учёт обязательных членских взносов.

Появление первых членских билетов и удостоверений членов союзов рабочей и крестьянской молодежи относится к лету 1917 года.  В первые годы советской власти удалось установить единообразие билетов. В 1919 году ЦК РКСМ пытался провести перерегистрацию комсомольцев. Было решено напечатать 50 тысяч бланков комсомольских билетов для тех губернских комитетов, которые не имели возможности их изготовить. В начале 1921 года ЦК РКСМ решил взять за основу для всего комсомола образец билета Петроградской комсомольской организации.

В 1924 году комсомольская организация получила имя  Владимира Ильича Ленина. В октябре 1924 года ЦК РЛКСМ решает провести переучет комсомольцев и обмен членских билетов. Вводится новый билет с обложкой из коричневого картона. Главным же было то, что на обложке появилось изображение Ленина. С тех пор его имя и портрет присутствуют на всех комсомольских билетах.

ЦК ВЛКСМ в феврале 1929 года предусмотрел введение единого комсомольского билета со всесоюзной нумерацией. Обмен производился после тщательной подготовки в 1932 году.В ходе его новые билеты получили 3 млн. комсомольцев. Это была маленькая книжечка с обложкой из твердого светло-коричневого картона с ленинским профилем. На каждой стороне изображен орден Красного Знамени – награда, которой комсомол удостоился в1928 году.

В 1938 году проходил очередной обмен комсомольских документов. На обложке стального цвета был помещен силуэт Ленина. На титульном листе изображены ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени, которым комсомол наградили в 1931 году. Этот билет отличался большой строгостью. В нем были графы лишь для самых необходимых сведений и впервые отводилось место для фотографии.  Членские билеты довоенного образца имели более 48 млн. комсомольцев.

В 1956 году было решено провести очередной обмен. У билета нового образца была обложка из темно-красного дерматина, а его внутренние листы изготовлены из специальной бумаги светло-розового цвета. В 1961 году на знамени и на обложке билета  комсомола появился пятый орден – орден Ленина.

По предложению ЦК ВЛКСМ в комсомольском билете появились изображения всех пяти орденов. Силуэт был заменен барельефным изображением. Членские билеты печатались на русском и национальном языках каждой республики.

Новый обмен комсомольских документов прошел в 1967 году. Билеты с барельефом Владимира Ильича на ярко-красной обложке и с изображением пяти орденов, которыми был награжден комсомол. Получили этот членский билет 23 млн. юношей и девушек.

Последний обмен билетов состоялся в 1975 году, и получили его уже 40 млн. комсомольцев.

Обложка красного цвета – цвета революции и знамени страны. На обложке – портрет Владимира Ильича, наверху призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Но наименование комсомольской организации союзной республики было снято. В билете – изображения уже шести орденов, которыми награжден комсомол. Эта строгая книжечка является последним членским билетом в истории комсомола.

В комсомоле была хорошая традиция – оставлять членский билет и учетную карточку их владельцу на память за активную работу после того, как он выбывал из рядов ВЛКСМ по возрасту (28лет). Эта строгая книжечка является последним членским билетом в истории комсомола. Ибо 28 сентября 1991 года ВЛКСМ объявил о самороспуске…Позже некоторые ветераны комсомола передали свои билеты в краеведческий музей.

Для Усть-Илимска комсомольский билет- это символ всесоюзных ударных комсомольских строек, где практически каждый молодой строитель был комсомольцем и имел комсомольский билет. С именем комсомола в начале 70-х годов в  Усть-Илимске было связано многое. 5 ноября 1968г приказом министра энергетики и электрификации СССР П.С.Непорожного Усть-Илимской ГЭС присвоено имя Ленинского комсомола. 28декабря 1968 года строительству Усть-Илимской ГЭС был присвоен статуса всесоюзной ударной комсомольской стройки. В 1973 годугороду и ЛПК было присвоено звание комсомольско-молодёжных строек. Начиная с конца 60-х годов, на строительство Усть-Илимской ГЭС, а позднее и на строительство ЛПК ехали тысячи  комсомольцев в составе всесоюзных комсомольско-молодёжных строительных отрядов, которые формировались из представителей всех союзных республик Советского Союза.

КОМСОМОЛЬСКИЙ ЗНАЧОК

Для Усть-Илимска  такие предметы как комсомольский значок, комсомольский билет и комсомольская путёвка – важные символы  трёх всесоюзных ударных комсомольских строек. Практически каждый житель Усть-Илимска носил на груди комсомольский значок – главный атрибут комсомольца.

День рождения комсомола – 29 октября 1918 года. В это день был создан Российский коммунистический союз молодёжи – Комсомол. Этот день считается днем рождения Комсомола.

У комсомольской организации были свои  знаки отличия, которые указывали на принадлежность к комсомольской организации – Устав, главный документ, где были изложены все права и обязанности комсомольцев, знамёна, комсомольский билет, значок, который носили на левой стороне груди.

Задачи комсомола в разное время были разные – это и восстановление разрушенной после гражданской войны страны, участие в Великой Отечественной войне, освоение целины, строительство БАМа, участие во всесоюзных ударных комсомольских стройках, в том числе и строительстве Усть-Илимска.

 Начиная с 1966 года, на строительство города, ГЭС и ЛПК ехали комсомольско-молодёжные строительные отряды. У каждого бойца была в руках комсомольская путёвка. ( Комсомольская путёвка – это документ, по которому горком или райком комсомола отправлял комсомольца трудиться на ударные стройки)

 Первым в июне 1966 года прибыл  отряд из областного центра –  «Иркутский комсомолец». Участница именно этого отряда – Тамара Луковникова –  была первой, кого на Усть-Илиме приняли в комсомол. Это событие произошло на смотровой площадке Толстого мыса в октябре 1966 года. Комсомольский билет девушке вручал бригадир комсомольско-молодёжной бригады Г.И.Мальченко.

Славной традицией Усть-Илимских комсомольцев стал подъём флага в годовщину рождения комсомола на Толстом мысе. На алом полотнище призыв: «Даёшь Усть-Илим!». В 1966 году организации состояло 700 комсомольцев. Молодые строители ГЭС написали письмо комсомольцам 1976 года и замуровали его в скалу Толстого мыса

5 ноября 1968 года приказом министра энергетики и электрификации СССР П.С.Непорожного Усть-Илимской ГЭС было присвоено имя Ленинского комсомола. Комсомольско-молодёжные коллктивы  трудились на самых важных участках строительства ,становились победителями социалистического соревнования, ставили трудовые рекорды и сами же их перекрывали.

28 декабря 1968 год строительству Усть-Илимской ГЭС был присвоен  статус  всесоюзной ударной комсомольской стройки.

В 1972 году начинается история ещё одной комсомольско-молодёжной стройки – лесопромышленного комплекса. Размах строительства был грандиозный. Требовалось много рабочих рук. 26 июня 1974 года на строительство ЛПК прибыл комсомольско-молодёжный отряд имени Николая Островского. В его рядах насчитывалось 1048 юношей и девушек. ЦК ВЛКСМ, провожая отряд, выразил уверенность, что бойцы станут «боевыми помощниками коммунистам, своим ударным самоотверженным трудом внесут достойный вклад в создание Братско-Усть-Илимского промышленного района». Бойцы отряда  приехали в разгар строительства, когда сдавалось по 140-150 тысяч квадратных метров жилья, и профессия строителя была тогда самая востребованная, самая ответственная и почётная. На строительных объектах города готовились встречать посланцев разных краёв. И новоиспеченные устьилимцы влились в строительные организации ГЭС, ЛПК, города. Свои университеты молодые строители Усть-Илимск проходили в знаменитых бригадах Корначёва, Глухова, Барановского, Азарова и других комсомольско-молодёжных коллективах.

В 1978 году прямо из Кремлёвского дворца съездов, где заканчивалась работа 18 съезда ВЛКСМ в Усть-Илимск отправился строительный комсомольский отряд имени 18 съезда ВЛКСМ. Ребята собрались в отряд из разных уголков СССР – из Ставрополья, Воронежской, Пензенской, Саратовской областей, Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской автономных республик. В Тайшете к отряду добавилось еще 96 бойцов – представителей Иркутской области.

Планировалось, что отряд имени 18 съезда комсомола едет работать  в Усть-Илимск на четыре года, до следующего, 19  съезда. 

А на 19 съезде, куда делегатами  кроме командира отряда Линейцева, поехали бойцы  Николай Попов и Станислав Темиров, они доложили,  как здорово работает молодежь на трех Всесоюзных ударных комсомольско-молодежных стройках Усть-Илима. Рассказали о проблемах – о нехватке жилья, школ, мест в детских садах.

Отряд, прибывший на Усть-Илимск 40 лет назад, и сегодня действует. 18 мая бойцы отряда собрались в музее, чтобы отметить годовщину своего прибытия. 

На сегодня в городе проживает около 50 человек, которые приехали в составе отряда имени 18 съезда комсомола и для кого Усть-Илимск стал родным городом на всю жизнь.

Строительство лесопромышленного комплекса и города в 1973 годубыло объявленокомсомольско-молодёжными стройками.

Комсомольцы Усть-Илима с первых дней истории города находились на передовых рубежах строительства, начиная с отряда первопроходцев, прибывшего к Толстому мысу в ноябре 1962 года. В составе отряда четыре комсомольца, два коммуниста, один беспартийный.  Комсомольцы прошли по трассе Братск-Усть-Илим, жили в палатках, участвовали в перекрытии Ангары и первой варке целлюлозы. Были среди комсомольцев свои лидеры, свои герои. Усть-Илимск навсегда увековечил имена Алексея Буглакова, милиционера, погибшего от рук хулигана и Сергея Генералова, член комитета комсомола стройки, погибшего во время взрывных работ, назвав в их честь улицы в левобережье.

Ещё одной  улице  рабочего поселка было  присвоено имя 50-летия ВЛКСМ.

В октябре 2008 года была создана общественная организация «Ветераны комсомола г. Усть-Илимска», возглавила которую  Почётный гражданин города Усть-Илимска   Наталья Бахман. Ветераны комсомола занимаются патриотическим воспитанием молодого поколения, вместе с учащимися учебных заведений шефствуют над памятными знаками города – обелиском «Письмо комсомольцам ХХI века» и смотровой площадкой на Толстом мысе. По инициативе общественной организации «Ветераны Комсомола» в 2013 году на здании Усть-Илимской ГЭС была установлена мемориальная доска с надписью: «Усть-Илимская  ГЭС имени Ленинского комсомола»

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПУТЁВКА

В Усть-Илимском краеведческом музее, который хранит историю трёх всесоюзных ударных комсомольских строек, на которых трудились тысячи молодых людей, приехавших по комсомольским путёвкам, осваивать Сибирь, одним из знаковых экспонатов является комсомольская путёвка.  В данном случае Комсомольская путёвка, выданная Иркутским обкомом ВЛКСМ В.В. Кормелицину на строительство Усть-Илимской ГЭС. ( УИКМ ОФ 747)

Первый комсомольско-молодёжный строительный отряд, который приехал по комсомольским путёвкам строить Усть-Илимскую ГЭС был отряд «Иркутский комсомолец», в составе которого числился 21 боец.

Отряд имени Николая Островского, прибывший на стройки Усть-Илимска в 1974 году был, пожалуй, самым многочисленным. В его рядах состояло 1048 юношей и девушек.  Молодой сибирский город принимал посланцев комсомолии из 11 союзных республик. По зову сердца, за романтикой, за новыми впечатлениями приехали онив Усть-Илимск  не зная, что ждет их в далеком краю. ЦК ВЛКСМ, провожая отряд, выразил уверенность, что бойцы станут «боевыми помощниками коммунистам, своим ударным самоотверженным трудом внесут достойный вклад в создание Братско-Усть-Илимского промышленного района».

 3 мая 1978 года Усть-Илимск встречал необычный поезд – в молодой город прибыли будущие строители лесопромышленного комплекса и других предприятий Усть-Илимска. Прямо из зала Кремлёвского дворца съездов, где закончил свою работу 18 съезд комсомола. 400 человек собрались в отряд из разных уголков СССР – из Ставрополья, Воронежской, Пензенской, Саратовской областей, Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской автономных республик. И у каждого в кармане лежала заветная комсомольская путёвка.

Комсомольская путёвка – это документ, по которому в СССР районный комитет ВЛКСМ направлял комсомольца на временную или постоянную работу. Принятая трудовым законодательством СССР разновидность организационного набора. По таким путёвкам комсомольцы отправлялись в малообжитые районы СССР для освоения целины, районов Крайнего Севера.

В 1950-х годах проблему с дефицитом рабочей силы на стройках и в промышленности удалось решить с помощью комсомольцев.  50-80-ые годы прошлого века ознаменовались для Советского Союза масштабным строительством, освоением новых земель. Самое активное участие в этих производственных мероприятиях приняли комсомольцы.

После войны Советский Союз занялся развитием восточных и северо-восточных регионов. Приоритетными направлениями стали Дальний Восток, Урал, Сибирь, Казахстан. Развитие новых территорий требовало увеличения количества рабочей силы. Проблему решали за счет привлечения молодежи. И в первую очередь – комсомольцев.

С 1954 года началось освоение целинных и залежных земель. Планировалось распахать и засеять десятки миллионов гектар.

Молодые люди прибывали в Казахстан и Поволжье со всех уголков страны: из Прибалтики, Украины, Белоруссии, Чувашии, Ленинградской и Московской областей, Куйбышева, Рязани, Пензы и т.д.

Большинство из них до сих пор хранит комсомольские путевки – документы по виду, напоминающие членские книжки. В них указывалось, когда и на какие работы направляют молодого человека.

В мае 1956 года ЦК КПСС и Совмин выпустили новое обращение к молодежи с призывом отравляться на стройки в восточных регионах страны. Комитеты ВЛКСМ стали активно выдавать комсомольские путевки желающим поехать в Сибирь и на Дальний Восток.

Красноярская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская ГЭС, Норильский горно-металлургический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, железные и автомобильные дороги, нефтепроводы и много ещё чего построено руками комсомольцев.

В 1971 году в стране действовало 135 крупных объектов народного хозяйства, имеющих статус ударных комсомольских строек. Только в Усть-Илимске в середине 70-х годов одновременно действовало стразу три всесоюзных ударных комсомольских стройки – ГЭС, город, ЛПК.

Последней в истории комсомольской стройкой стал БАМ. По путевкам от ВЛКСМ на возведении магистрали трудилось 45 тыс. человек.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ПЕРИОДА СССР

(КМОФ 1505ПР 102 платье, КМОФ 1506ПР103 фартук)

В учебных заведениях ношение школьной формы стало обязательным в 1948 году. Школьная форма СССР для девочек очень сильно напоминала стиль одежды, которому должны были следовать воспитанницы дореволюционных женских гимназий. Она представляла собой аккуратное коричневое платье, сшитое из шерсти, и фартук. Для повседневной носки предназначался черный фартук, который в праздничные дни можно было заменить белым.

Чтобы немного освежить внешний вид, на рукава пришивали манжеты белого цвета, использовали и белый воротничок. Их присутствие было обязательным как в праздничный день, так и в обычный будничный.

В 1960 г.школьная форма начала изменяться. Основные трансформации проявились в школьной форме для мальчиков. Невыразительная одежда из серой шерстяной ткани сменилась более яркими моделями из синего полушерстяного материала. Она лучше держала форму, не вытягивалась после стирки. Школьная форма, которую носили девочки, особых изменений не претерпела. Было разрешено лишь немного укоротить платье – его длина стала чуть выше колен.

Последний раз советскую школьную форму меняли в 1980 году. Старшеклассники перешли на синие брючные костюмы. Школьницы до седьмого класса носили обычное коричневое платье чуть выше колен. А старшеклассницы щеголяли в жилетах на блузках и в плиссированных юбках. 

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года. Решением президента с 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но единый фасон так и не утвержден, поэтому пока выбор остается за администрацией школы.

ПИОНЕРСКИЙ ГАЛСТУК

(КМОФ1819/ПР146)

Ничто не вызывало у советского ученика такого трепета, не было таким объектом вожделения, как этот простой аксессуар школьной формы. В СССР он был особым символом принадлежности его владельца к пионерской организации. Эта деталь одежды прошла длительный процесс эволюции до появления именно того знакового предмета, который просуществовал до 1990 года.

Красные шейные платки повязывали детям еще до образования самого пионерского движения. Например, на демонстрации 1 мая 1919 г. крестьяне и рабочие несли флаги, а дети, как поколение строителей нового мира, были облачены в ярко-красные галстуки. Но все же история этого пионерского атрибута началась в 1922 году, когда была создана пионерская организация.

В Советском Союзе для галстука был выбран цвет знамени. Красный цвет символизировал преданность стране и партии, честь и отвагу пионера. Размер пионерского галстука соответствовал параметрам бойскаутского шейного платка.  

В 60-х годах были выпущены галстуки в том виде, в котором они сохранялись до самого конца существования пионерского движения. Завязывались они стандартным узлом, образуя символ объединения трех поколений: коммунистов, пионеров и комсомольцев. Галстук повязывали школьникам после вступления в пионерию по достижении ими десятилетнего возраста. Будущие пионеры начинали учиться завязывать галстук и учили клятву пионера задолго до этого торжественного события.

ПИОНЕРСКИЙ ЗНАЧОК. ОКТЯБРЯТСКАЯ ЗВЁЗДОЧКА

Школьная форма обязательно дополнялась значками, которые носили ученики согласно своему возрасту и принадлежности к той или иной организации. Дети, обучающиеся в младших классах, являлись октябрятами и носили октябрятский значок (КМОФ 309Н 3/1), представлявший собой портрет маленького Володи Ульянова внутри красной звезды.

Школьники постарше, учащиеся средних классов, которых приняли в пионеры, носили пионерский значок   (КМОФ593,Н 93).  

В 1962 году пионерская организация была награждена орденом Ленина. С тех пор значок представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением барельефа В. И. Ленина в центре и девизом «Всегда готов!» на орденской ленте, расположенной по диагонали от левого нижнего луча звезды, над звездой — три языка пламени

В 1972 году в честь своего 50-летия Всесоюзная пионерская организация награждена вторым орденом Ленина. С тех пор девиз «Всегда готов!» был, обрамлён двумя золотыми полосами, обозначающими награждение ВПО СССР двумя орденами Ленина, в остальном дизайн не изменился.

Существовала также наградная форма пионерского значка — пионерский значок «За активную работу», имевший форму пионерского значка, в нижней части которого, вместо надписи «Всегда готов!», имелась рельефная надпись «За активную работу». Такой значок вручался вместе с удостоверением. Им награждались пионеры, которые сочетали академические успехи с активной общественной работой.

ПЛАСТИНКА С ПЕСНЯМИ А.Н. ПАХМУТОВОЙ

“Главное, ребята, сердцем не стареть” – так называется одна из популярных в советское время песня композитора Александры Пахмутовой на стихи поэтов Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Жизнеутверждающая песня, вошедшая в тысячи грампластинок, выпущенных в 70-80-е годы прошлого столетия всесоюзной фирмой «Мелодия». (Вспомогательный фонд музея с учетным номером УИ КМ ВФ № 467.)

      Грампластинка с автографами Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была передана в дар музею в 1993 году Валерием Алексеевичем Лукиным, почетным гражданином города Усть-Илимска. Спустя десятилетия добрые пожелания композитора Александры Пахмутовой едва видны на конверте грампластинки: «Дорогому Валерию Лукину на память о встрече на XVII съезде с пожеланиями счастья и удачи в работе на далеком и любимом Усть-Илиме. 25 апреля 1974 года».

В начале 70-х годов иркутянин Валерий Лукин приехал по комсомольской путёвке на Усть-Илим, возглавил комитет комсомола Всесоюзной ударной комсомольской стройки – Усть-Илимской ГЭС имени Ленинского комсомола. Весной 1974 года он был избран делегатом XVII съезда ВЛКСМ.

«Мы получали сотни писем со всех союзных республик от молодежи, которую на строительство ГЭС позвала песня Пахмутовой, – вспоминает Валерий Алексеевич. – Когда в апреле 1974 года я собирался в Москву на17-й съезд комсомола, ребята просили меня найти возможность встретиться с композитором и подарить ей фотоальбом известного братского фотографа Николая Перка  о ходе строительства гидроузла.Съезд проходил в Кремлевском дворце с 23 по 27 апреля. В последние дни форума для делегатов был организован концерт, главным режиссером которого была Александра Николаевна Пахмутова. Встретиться с композитором помогли кремлевские курсанты, которые  шефствовали над делегацией Иркутской области. На следующий день я был приглашен в гости к Александре Николаевне и Николаю Николаевичу. Мы пили чай в их скромно обставленной квартире и говорили об Усть-Илиме, об их творчестве.

Александра Николаевна с теплотой вспоминала поездку по своенравной Ангаре на барже к Толстому мысу в июле 1963 года. Рассказывала о Братске, куда в 1962 году приезжала их творческая бригада, и о том, как тогда гидростроители просили её написать песни не только о строителях Братской ГЭС, но и об Усть-Илиме, где в недалеком будущем планировалось построить следующую гидростанцию Ангарского каскада. А уже в начале 1963 года, вдохновленные романтикой грандиозной стройки Братска, Александра Пахмутова и Николай Добронравов выполнили этот наказ– написали песню «Письмо на Усть-Илим», которая стала неофициальной визитной карточкой нашего любимого города. В конце нашей встречи Александра Николаевна подарила мне несколько грампластинок со своими песнями, оставив на них автограф с пожеланиями. Присоединился к ней и супруг Николай Добронравов».

По словам Валерия Лукина, о той встрече в Москве у него остались самые приятные воспоминания. Александра Николаевна и Николай Николаевич общались с ним просто, как старые добрые друзья. На прощание Александра Николаевна сказала с улыбкой: «Когда будешь в Москве, не стесняйся, заходи в гости».

ПЛАТЬЕ МАРИИ

Несколько лет назад ветеран УИ ЛПК Нина Михайловна Танельвиц передала в дар музею льняное платье, которое принадлежало ее бабушке – Марии Ивановне Николаевой. ( Инвентарный номер – УИ КМОФ 699 П-39)Удивительно, но время оказалось невластно над женской одеждой, ставшей украшением зала этнографии, где идет неторопливый, негромкий разговор вещей.

  Мария Николаева прожила долгую, трудную жизнь. Родилась она  в 1902 году в деревне Тувси, на Волге. Как другие деревенские ребятишки, восьмилетней девочкой она работала у барина наравнесо взрослыми: жала серпом пшеницу и рожь, полола грядки, косила сено, рыбачила.

Жила семья бедно. Одежды было мало, поэтому носили ее до тех пор, пока можно было штопать или пока она была детям впору. Когда Марии исполнилось шестнадцать, мама сказала, что ей надо сшить новое платье. Полотно для него уже было соткано.

А задолго до этого в поле посеяли лён. Когда семена льна созрели, его с корнем вырвали из земли, обмолотили, чтобы собрать семена и посеять на следующий год. Саму траву –длинную и твердую – замачивали в воде, мяли, чесали специальными гребешками и щетками, чтобы она стала мягкой. Из полученной кудельки женщины сначала вручную пряли нитки, а потом ткали на кроснах льняное полотно.

Раскраивали ткань очень экономно, стараясь использовать каждый лоскуток. Если приглядеться, можно увидеть, что в некоторых местах платье Марии было скроено из прямоугольников и треугольников. Шила его девушка вручную. Чтобы платье было нарядным, Мария вышила узоры на воротнике, рукавах и юбке. Когда платье уже было готово, девушке захотелось украсить его подол узеньким белым кружевом, какое они с подружкой присмотрели в купеческой лавке. Когда мама узнала, сколько стоит кружево – целых пять копеек (!) – она сразу сказала дочери, что это очень дорого, и отец будет сердиться.

 Надо сказать, что пять копеек в то время были большие деньги. И все-таки мама решилась и дала их дочке – девушке послушной и трудолюбивой. Как счастлива была Мария, как берегла свою обнову, в которую при шитье вложила всю душу. Несмотря на тяготы и годы лишений, Мария прожила до глубокой старости и умерла в 97 лет. А легенда о льняном платье Марии передается в музее от поколения к поколению.

РАДИОЛА “РЕКОРД-61”

Основной фонд музея, № 2253.

В зале истории нашего музея построена стилизованная брезентовая палатка, где воссоздан скромный быт первостроителей Усть-Илима. Центральное место среди экспонатов палатки занимает радиола «Рекорд-61», в 2010 году переданная в дар музею жителем города А.В. Ковалевым. В шестидесятые годы XX века такая аппаратура была во многих советских семьях. Включая радиолу, слушали «Маяк» и танцевали под модные пластинки и жители строящегося Усть-Илимска.  

Сетевая ламповая радиола «Рекорд-61» в деревянном корпусе  с 1961 года выпускалась в Новосибирской области Бердским радиозаводом. Аппаратура ловила звуковые сигналы в трёх диапазонах – длинные, средние и короткие волны. Трехскоростной электропроигрыватель позволял слушать обычные и долгоиграющие грампластинкина 33, 45 и 78 оборотов в минуту.

Монтаж радиолы выполнялся навесным способом. В первых выпусках в преобразователе стояла радиолампа 6А7. В 1962 году радиола была модернизирована, получив новый, более современный футляр. Электрическая схема радиолы осталась прежней, но монтаж, кроме контуров, был выполнен печатным способом. После модернизации в документации и схемах радиолы, правда, не во всех, появилась буква М.

Несмотря на модернизацию, массовое производство радиол в Бердске велось с использованием первоначального футляра. В 1962 году производители создали опытный образец радиолы «Рекорд-61»в новом оформлении и с клавишным переключателем диапазонов. По неизвестным причинам опытный образец так и не довели до массового производства. Впрочем, и выпуск ламповых радиол«Рекорд-61» на Бердском радиозаводе продолжался недолго – до августа 1965 года, когда их производили с двумя видами футляра.  

СЕТКА-АВОСЬКА

В музейной экспозиции «Квартира жителя Усть-Илимска периода социализма» есть экспонат – сетка-авоська (УИ КМВФ 2548) – незаменимая сетчатая сумка для продуктов. Символ эпохи социализма,  который был в обиходе каждого советского гражданина.  В музейной экспозиции в сетке-авоське хранятся молочные бутылки, которые тоже были характерным атрибутом жизни горожан  в 70-80 годы.

Несмотря на свою популярность в Советском государстве, история авоськи началась в совершенно другой стране – в Чехии в 1920-е годы. Предприниматель Вавржин Крчил, живший в окрестностях города Ждяр-на-Сазаве, выпускал сеточки для волос. А когда на них не стало спроса, добавил к изделиям ручки – так появилась на свет сетчатая сумка, снискавшая любовь простых обывателей.

Сетка-авоська,  изготовленная из прочных нитей сетка выдерживала большие тяжести, а при необходимости сворачивалась до размера небольшого клубочка и убиралась в карман, где практически не занимала места. Во времена дефицита авоську всегда на всякий случай носили с собой: вдруг представится возможность что-нибудь купить. Возможно, отсюда и пошло название сетки –  «авоська» от русского слова «авось» («возможно», «надеюсь, что»). Казавшаяся на вид не очень прочной сетка, сплетенная из капроновых нитей, выдерживала до 70 килограммов.

Находчивые люди использовали сетки не только по прямому назначению. В них хранили чеснок и лук, подвешивая на гвоздь. Зимой, если не было возможности положить скоропортящиеся продукты в холодильник, их вывешивали в авоськах за окно.  Для Усть-Илимска, где многие молодые горожане жили в общежитиях и не имели холодильников, это было особенно актуально.

Было лишь пару минусов было у этого многофункционального изобретения. Первый состоял в том, что все содержимое было на виду, а второй – в том, что был риск потерять мелкие вещи, если их туда положить. Помните смешной эпизод, когда Семен Семенович Горбунков – рассеянный персонаж из фильма «Бриллиантовая рука» – в такой сетке с большими дырками пытался спрятать пистолет, который ему выдали для проведения секретной операции. Или еще пример из фильма «Гостья из будущего»: мальчик Коля Герасимов отправляется в далекое будущее с такой же авоськой.

В конце ХХ века авоську практически вытеснили полиэтиленовые пакеты. Лишь иногда в магазине или на рынке эту плетеную сетку можно было увидеть в натруженных руках старичка или старушки. В 2009 году в России стартовал социально-экологический проект «Авоська дарит надежду», организованный Союзом инвалидов России и предприятием «НКО-Сервис». В рамках акции были созданы дизайнерские версии авосек от ведущих модельеров страны Дениса Симачёва и Андрея Шарова. Следует помнить, что данный аксессуар, несмотря на свою практичность и вновь пришедшую популярность является еще и экологичной сумкой. Хорошо было бы отказаться от одноразовой упаковки из полимеров в пользу авоськи, сохраняя нашу планету в чистоте.

МУЗЕЙНЫЕ ЗЕРКАЛА

В рамках проекта «Ценности вне времени» представляем следующие предметы – музейные зеркала.

В залах краеведческого музея Усть-Илимска  находится несколько зеркал. Самое старое было сделано в Санкт-Петербурге в 1812 году. Зеркало ( Инвентарный номер УИ КМ ОФ 498 З-243) в резной деревянной раме передал в дар музею В. Е. Каралис.

В его семье зеркало появилось во второй половине 19 века. Прапрадед Владимира Евгеньевича был ссыльным. Скорее всего, зеркало досталось  ему от ссыльных декабристов. А в их домах зеркал было несколько. Даже в сибирской ссылке они не переставали отказываться от своих дворянских привычек – украшать залы и жилые комнаты  зеркалами. В семье Каралис зеркало  потом передавалось по наследству. Современное поколение даже порывалось выбросить немодный ныне предмет интерьера. И, наконец, семья решилась передать ценное зеркало в музей, где оно и прижилось.

В зале этнографии есть старинное трюмо (инвентарный номер – УИ КМОФ 2868 Э-522), сделанное мастером-краснодеревщиком в середине прошлого века в Читинской области.

 

Трюмо – это часть самодельного мебельного гарнитура, включающего в себя ещё  плательный шкаф и комод. Эта мебель много лет служила  семье мастера.   И, конечно, комната, оформленная такой мебелью, выглядела не типичной для деревенского дома.   Мебель    передала в дар музею правнучка мастера.

Ещё одно музейное трюмо (инвентарный номер УИ КМОФ 2861 Э-518) передал в дар музея в 2020 году житель города Леонид Сергеевич Маркин.

Трюмо было сделано мастером из старинного сибирского села Кимильтей более ста лет назад. Леониду Сергеевичу зеркало досталось от отца, а тому от матери. Так и передавалось оно от поколения к поколению, пока семья не приехала в Усть-Илимск.

 В фойе музея красуется современное зеркало, рама которого сделана мастером отделения декоративно-прикладного искусства школы искусств № 2 (временное хранение).  

Зеркало – трельяж (инвентарный номер – УИ КМВФ 2826) в экспозиции «Квартира жителя Усть-Илимска периода социализма».

Несколько десятилетий это зеркало было предметом интерьера семьи Танельвиц. Нина Михайловна, ещё проживая в Братске,  в середине 70-х годов прошлого века заказала его в Москве. Тогда такая мебель была далеко не в каждой квартире сибиряка – трельяжей просто не было в мебельных магазинах.

Трельяж  в СССР был признаком материального достатка. Так как туалетный столик с тремя зеркалами еще 300 лет назад служил роскошной и дорогой мебелью сначала во Франции, а потом и в царской России. Возможно, для советских граждан считалось престижным иметь зеркало – трельяж, которое хоть как-то разнообразило интерьер квартиры . Хотя нельзя не отметить и удобство такого тройного зеркала.  Женщина могла в нём рассмотреть себя со всех сторон.

Зеркало – особая вещь в доме. Говорят, зеркало обладает свойством памяти. В них оставляют следы наши эмоции, чувства и мысли.

К счастью, музейные зеркала заряжены положительной энергетикой, потому что в них смотрятся добрые люди. Проверено, что, если в них посмотреться и загадать желания, они сбудутся.