1 сентября 1973 года стал для строителей Братскгэсстроя трагическим днём в истории – в авиакатастрофе погиб начальник треста Иван Иванович Наймушин.
Судьба Ивана Ивановича Наймушина неразрывно была связана с Братском с 1954 по 1973 годы. Но и Усть-Илимск считается детищем Наймушина.
Еще велись работы на строительстве Братской ГЭС, а Наймушин уже занялся следующей гидроэлектростанцией Ангарского каскада – Усть-Илимской ГЭС.
Зимой 1960 года он вместе с группой инженерно-технических руководителей и большим отрядом представителей советской прессы прибыл к створу будущей ГЭС, к Толстому мысу. Наймушину предстояла серьезная битва за этот створ. Ибо в разгар строительных работ на Братской ГЭС никто не давал разрешение на строительство следующей станции. Но Наймушин через рогатки и запреты начал работы на Усть-Илиме за счёт удешевления строительства Братской ГЭС.
Тогда пошли разговоры, что, якобы, Наймушин начал строительство УИ ГЭС чуть ли не собственные сбережения. Это, конечно, легенда. Но, что строительство УИ ГЭС началось до утверждения проектно-сметной документации – это правда. Проектное задание было утвержено 10 марта 1966. Эта дата считается началом строительства Усть-Илимской ГЭС. А отряд первостроителей прибыл к Толстому мысу 23 ноября 1962 года. Задание первостроителям дал сам Наймушин – подготовить плацдарм для приёма основного отряда строителей, которые массово поехали на Усть-Илим весной 1963 года.
В 1962 году началось строительство такого важного для стройки объекта как трасса Братск-Усть-Илимск. Начальник БГС сам курировал эту важную стройку. Впервые в истории советского строительства на такую гигантскую стройку все конструкции, материалы подвозились по автомобильной дороге. Наймушин выезжал на строительство дороги по 2-3 раза в неделю. В конце1965 года Наймушин стал решать главную проблему трассы – обеспечить дорогу твёрдым покрытием. Асфальтово-бетонное покрытие не было в проектном задании Братскэсстроя. Но, несмотря на отсутствие проекта, Наймушин принял решение асфальтировать трассу. Создание современного шоссе позволило бесперебойно снабжать Усть-Илимск всем необходимым. В июне 1966 года от Братска к будущей Усть-Илимской ГЭС был дан сквозной проезд.
Иван Иванович Наймушин очень внимательно следил за строительством в молодом посёлке благоустроенного жилья. В декабре 1966 года, когда последние обитатели палаток переехали в тёплые, благоустроенные дома, Наймушин облегчённо вздохнул и сказал : «Ну, всё. Усть-Илимск начался».
Ни одно важное событие на строительстве ГЭС не обходилось без участия Наймушина. Первостроители рассказывают, что за мгновение до того, как в тело плотины Усть-Илимской ГЭС стали закладывать первый бетон, Иван Иванович Наймушин снял с руки золотые часы и положил их в основание фундамента. Сверху пошел бетон. Сегодня мы говорим, что Усть-Илимская ГЭС стоит на золотых часах Наймушина.
Усть-Илимцы хранят память о первом начальнике Братскгэсстроя. Одна из улиц города носит имя Наймушина. Один из Дворцов культуры назван его именем. Два года назад устьилимцы поддержали традицию братчан – в годовщину гибели приезжать на место, где произошла авиакатастрофа, унёсшая жизнь Наймушина в 1973 году. Там в тайге и сегодня лежат обломки того вертолёта. Спустя годы, там была установлена мемориальная доска.
Вот и нынче 2 сентября делегация устьилимцев, отправится по таёжной тропе к обелиску, почтить память человека, который был истинным патриотом своей страны, до конца жизни преданным своему делу, Сибири, Братскгэсстрою.