Портфель, с которым жительница города ходила в школу в третьем классе и, который спустя 25 лет после окончания школы, нашла в гараже отца сталновым экспонатом фондов краеведческого музея.
Такой портфель держали в руках многие советские школьники.
Что же было в портфеле у советского ученика? Конечно, учебники. Родители покупали их самостоятельно перед началом учебного года. Они были недорогими (в среднем 60-70 копеек за штуку). Иногда, при хорошей сохранности они передавались в семье младшим школьникам. А чтобы обеспечить сохранность дети оборачивали книги в бумагу или газету. Чуть позже появились обложки для книг из плотного полиэтилена, которые стоили в несколько раз дороже самих учебников.
Тетрадки в газеты не оборачивали, а покупали для них обложки по пять копеек за штуку. Тетради были самые обычные, без картинок на обложках. Внутри тетрадки всегда был лист промокашки, предназначенный для того, чтобы убирать кляксы после письма чернилами. Поля в таких тетрадях всем приходилось рисовать собственноручно.
И дневники тоже были простенькие, со скучной картонной обложкой бледно-голубого, бледно-салатового или бледно-розового цвета.
Канцелярские принадлежности носили в простеньком на вид деревянном пенале. Позже в продаже появились более интересные пластмассовые пеналы. Под откидной крышкой скрывалось настоящее чудо – циферблат часов с подвижными стрелками и миниатюрные счётики. И это было вовсе не для развлечений, ведь в начальной школе учили и время по часам различать, и на настоящих бухгалтерских счетах считать
В самом пенале обычно лежал простой карандаш, ластик, линейка, счетные палочки и, конечно же, ручка. Сначала это были обычные перьевые ручки, которые окунались в чернила. А на партах были специальные углубления для чернильниц. Чернильницы хоть и назывались непроливайки, нередко подводили школьников и марали содержимое портфелей фиолетовыми чернилами.
В конце 60-х – начале 70-х появились шариковые ручки. Это было большое облегчение для учеников. Правда, некоторые специалисты высказывали мнение. Что шариковые ручки могут негативно повлиять на почерк ребенка, но в итоге их функциональные преимущества победили все сомнения скептиков.
Первоклашки носили в портфеле счётные палочки и кассы цифр и слогов. Большинству ребят такие кассы мамы шили своими руками, а семейные вечера проходили за вырезанием всех букв, цифр и слогов, а также их упорядочиванием в кармашках кассы. Счётные палочки были скорее традицией, чем действительно важной школьной принадлежностью. Пользовались ими редко и недолго.
Со временем, когда ученики начинали изучать геометрические фигуры, в пенале появлялось место для циркуля. Чаще всего это была «козья ножка», в которую вставлялся простой карандаш. А в старших классах уже носили с собой готовальни, транспортиры, треугольники.
На урок рисования брали с собой альбом за 5 копеек и скромный набор деревянных цветных карандашей или коробочку с акварелью. Для карандашей была точилка-рыбка с лезвием.
Школьный портфель – это целый мир, характеризующий его хозяина – аккуратиста или грязнулю, ответственного ученика или растеряху.